По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований, к началу обучения в школе-интернате №15 у большинства поступающих детей не сформированы школьно-значимые функции. У первоклассников наблюдаются: повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания, невротические симптомы, неадекватные поведенческие реакции.
Все эти проблемы выявляются в процессе обследования и сопровождают особенного ребёнка в течение всего начального обучения, которое даётся младшему школьнику за счёт высоких психологических затрат. Введение нового стандарта изменяет всю образовательную ситуацию в школе, в том числе и в отношении психологической службы, существенно облегчает вхождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему.
При невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 мин. Педагоги начальных классов дозируют учебный материал, регулируют действия, побуждают к деятельности, развивают интерес, чередуют игры, труд и отдых.
Наша работа, это, прежде всего, научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, входить в группу сверстников и строить вербальные (речевые) мостики общения, ведь в большей степени наши дети общаются жестами, в меньшей степени пользуются речью.
Требования ФГОС к психолого-педагогическому сопровождению призывают к активной деятельности всех участников образовательно-педагогического движения.
В процессе сопровождения наблюдаем, умеют ли соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знают ли моральные нормы, выделяют ли нравственный аспект поведения.
Определяем, насколько высока готовность, осуществлять направленный поиск, обрабатывать и использовать полученную информацию.
В рамках регулятивных учебные действия смотрим, как организована собственная учебная деятельность (планирование, волевая саморегуляция, контроль в форме сличения действия и его результата, целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка).
В рамках коммуникативных действий отслеживаем, способны ли осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, как и в какой форме проявляют толерантность в общении, соблюдают ли правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Виды заданий для диагностики коммуникативных УУД представлены вашему вниманию.
|